Инклюзивное образование PDF Печать E-mail

Анкета для руководителей ОО по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО

 

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию необходимых условий для получения качественного общего и дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:

Международные (документы ООН, подписанные СССР или Россией).

Федеральные (Конституция, законы, указы, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, письма Министерства образования и науки Российской Федерации и др.).

Региональные (постановления и распоряжения Правительства Белгородской области, приказы, письма Департамента образования Белгородской области).

Муниципальные (постановления и распоряжения администрации города Белгорода, приказы управления образования, целевые программы г. Белгорода).

Данные документы  разных уровней будут полезны родителям и  специалистам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


В школе в 3в классе реализуется система здоровьесберегающих технологий В. Базарного.  Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течение урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Дети в 3в классе в течение урока сменяют динамические позы, работают с экологическими «крестами». Приёмы технологий используются не только в 3в классе, учителя  1-2-х классов на уроках осуществляют технологию по улучшению осанки, определения рабочих зон, проводят физкультминутки с использованием офтальмотренажёра.. Учебные занятия  проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Большинство современных международных законодательств диктуют необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в обществе. Одним из критериев данного направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
В 2011-12 учебном году в МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода началась реализация долгосрочной целевой программы Белгородской области "Доступная среда на 2011-2015 годы" в рамках региональной инновационной площадки согласно приказу департамента образования, культуры и молодежной политики от 17 ноября 2011г. №3461 «О приоритетных направлениях деятельности инновационных площадок в сфере образования Белгородской области на 2011-2012 учебный год».
Целью Государственной программы является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.  Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в направлений по совершенствованию концептуальных и теоретических основ медико-социальной экспертизы, создание единого федерального регистра инвалидов; обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов; создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов; обеспечение доступности занятости; обеспечение социальной поддержки и реабилитации инвалидов.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
•    создание безбарьерной среды для детей-инвалидов;
•     обучающихся в школе детей-инвалидов  включить в систему обязательного начального и среднего образования, а так же включение в участие в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях и всех проводимых мероприятиях в рамках школьной системы.
•    формирование и развитие инклюзивного образования в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для детей-инвалидов.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
•    обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ ООП;
•     осуществление индивидуально-ориентированного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей;
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
•    организация и поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
•    повышать профессиональную компетентность учителей, работающих с детьми с ОВЗ;
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
•    информирование родителей о программе «доступная среда»;
•    просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания и социализации детей с ОВЗ
В школе с 2013-2014 учебного года открыт класс для детей с ОВЗ. В классе обучаются 10 человек по программе «Школа России»
При обобщении терминов «безбарьерная» и «доступная» среда можно вывести следующее: безбарьерной средой называют включение в сферу жизнедеятельности тех элементов, которые предоставляют людям с сенсорными, физическими и  интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Доступная среда – это организация наиболее безопасных условий для наибольшего количества людей. Организация доступной среды – это оборудование поверхностей специальными поручнями, пандусами и особой плиткой, что позволит более лёгкому передвижению инвалидов.

Ожидаемые результаты реализации Программы "Доступная среда"
•    повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективности их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры;
•    повышение социальной активности, преодоление самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам, роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе;
•    интенсификация процесса формирования доступной среды в стране, включая общероссийские общественные организации и бизнес-сообщество.
В школе в 2012г. расширены   дверные проемы  для пользования лицам с ограниченными возможностями здоровья,   на крыльце здания школы установлен пандус. В течение учебного года  школа получила оборудование для сенсорной комнаты. Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок или взрослый пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств. При этом основой сенсорной комнаты является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в т.ч. России.

С сентября 2012г. в ней  получают психолого-педагогическую помощь и дети инвалиды,  и все обучающиеся школы, нуждающиеся в ней. Реализация программы инновационной площадки «Инклюзивное образование» позволит улучшить условия оказания обучающимся школы логопедической помощи. Педагог - психолог школы и учитель – логопед прошли курсовую переподготовку в г. Санкт – Петербурге по проблеме «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи».Биологически обратная связь (БОС) - метод психотерапевтического лечения, посредством которого пациенту с помощью сигналов внешней обратной связи (световой, звуковой, тактильной) подается информация о состоянии активности органов тела, тем самым пациент не только улучшает восприятие телесных функций, но и может нацелено влиять на них, контролировать свое состояние. Обучение проводится на следующих комплексах БОС: логотерапевтический, коррекции психоэмоционального состояния. Приемы БОС  используются как эффективное средство для предупреждения формирования дистрессов, в лечении психосоматических депрессивных и навязчивых состояний, гиперактивного поведения. БОС эффективно применяется для общей и специфической тренировки на расслабление, для снятия стресса, головных болей, блокировки страхов и напряжения. Наиболее перспективно применять БОС в поведенческой терапии.

Показания к использованию БОС:
1.    Коррекция девиантного поведения у детей.
2.    Снижение психосоматической патологии при лечении
3. Следующих заболеваний: бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, неврозы, болезнь Рейно, нейроциркуляторная дистония, мигрень и неврозоподобные состояния.
4.    Устранение логопедических нарушений.


Абсолютные противопоказания отсутствуют. Условия применения БОС:
1.    Сохранность интеллекта.
2.    Возраст от 5 до 50 лет.
3.    Отсутствие грубых нарушений психоэмоциональной и волевой сфер (выраженные нарушения заболеваний нервной системы и соматической патологии, умеренная или сильная депрессия).
4.    Отсутствие выраженных расстройств системных заболеваний (судорожная активность головного мозга, гармонозависимая форма бронхиальной астмы, выраженные нарушения желез внутренней секреции.).
Метод БОС успешно применяется в образовании, особенно для коррекции речи. Метод БОС поможет  ребенку стать более общительным и жизнерадостным, научит справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами (в том числе во время ответов на экзаменах и уроках), подарит спокойный сон, уменьшит тревогу.

Метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозированно подбирать каждому пациенту нагрузку для тренировки и контролировать эффективность ее выполнения в ходе лечения, а также, используя мультимедийные возможности компьютерной технологии БОС, обеспечить высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения лечебных сеансов, как для взрослых, так и для детей.
В 2014г. директор школы, заместитель директора, учитель-логопед, социальный педагог и 2 учителя начальной школы прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по теме «Организация инклюзивного образования детей- инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» в рамках государственной программы РФ «Доступная среда».
Школа готова оказывать образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Информация по школе:
В школе обучается 11 детей-инвалидов.
3 детей обучаются в массовом классе.
2 детей-инвалидов обучаются на дому по индивидуальном учебному плану. Им предоставлена школой компьютерная техника и другое учебно-лабораторное оборудование в рамках государственной программы "Доступная среда".
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы
•    45% объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур должен стать полностью доступны для людей всех форм инвалидности
•    20% образовательных учреждений должен стать полностью оборудованы для бучения инвалидов;
•    90% регионов должны иметь карты доступности всех услуг для инвалидов





В школе в 3в классе реализуется система здоровьесберегающих технологий В. Базарного. Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течение урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Дети в 3в классе в течение урока сменяют динамические позы, работают с экологическими «крестами». Приёмы технологий используются не только в 3в классе, учителя  1-2-х классов на уроках осуществляют технологию по улучшению осанки, определения рабочих зон, проводят физкультминутки с использованием офтальмотренажёра.. Учебные занятия  проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.